Информационная война в футболе. Чемпионат России

3 Сентябрь 2009

«Некоторые думают, что футбол это дело жизни и смерти, я совершенно разочарован их позицией. Готов уверить вас в том, что футбол намного, намного важнее», — так сказал легендарный тренер «Ливерпуля» Билл Шенкли. Под каждым его словом я готов подписаться. Футбол в наше время превратился в мощный инструмент, способный повлиять на массовое сознание людей и тем самым подчинить их своей воле. Недаром звезды футбола выходят в политики, снимаются в рекламах, футбольные клубы участвуют в социальных проектах, а сама игра стала самой популярной на планете.

Футбол – это не игра, а скорее война.  Все основные шаги здесь давно продуманы, и исход этой войны будет зависеть от правильности принятых решений. Большое значение имеет, как клуб подойдет к этой войне, в какие рамки он себя поставит, какие контрудары предпримет. Основные победы в футболе добываются на футбольных полях, а репутация клуба создается в основном за его пределами, где идет непрекращающаяся информационная война.

Чемпионат России в этом плане недалеко ушел от своих западных коллег. Футбольные клубы Премьер-лиги решают свои  внешние задачи и достигают целей благодаря победам в информационных войнах. Навязывание своих идей и целей клубами происходит непосредственно через средства массовой информации, и носят скорее индивидуальный характер, который впоследствии формирует общественное мнение. Можно вспомнить относительно недавний матч Чемпионата России по футболу, в котором встречались «Терек» и «Крылья Советов». Как известно, игра завершилась победой грозненцев, но она вызвала широкий резонанс в российском футбольном мире и неспроста. Дело даже не в том, что игра, по мнению многих, носила договорной характер, а в том, как СМИ преподнесли информацию. Вряд ли это независимое мнение газет, журналов и интернет-ресурсов, потому что все суждения сводились к одному аргументу – букмекерские конторы. Четких доводов мною услышано не было, но эмоции взяли верх. Кому выгодно было выставить «Терек» и «Крылья» в таком свете? Прямым конкурентам? СМИ? Если СМИ, то спрашивается, ради чего? Но факт того, что репутация клубов была подпорчена очевиден, мало того этот инцидент напрямую сказался на результатах команд и командном духе. Чего только стоят заявления Коллера, Ярошика о том, что если выяснится характер договорной встречи, игроки немедленно разорвут свои контракты. А по сути, в Крыльях им равноценной замены нет.

Информационная война между клубами ведется каждый день. Каждый день выходят интервью и заявления игроков, тренеров, руководителей, пресс-служб клубов. Если бы действия по отражению таких атак не предпринимались, то клуб, на который была направлена информационная атака, потерпел бы мгновенное  поражение. Возьмем для примера щекотливую ситуацию в матче «Локомотив» — «Зенит», в котором был нарушен регламент чемпионата со стороны петербуржцев.  Через 10 минут после игры в интернете появились статьи, акцентирующие внимание на последующем наказании «Зенита». Грамотные действия зенитовских служб убедили КДК не снимать очки с клуба, но при этом в сознании футбольных болельщиков укрепился стереотип «все богатые – злые». Репутация клуба не пошатнулась, но подсознание людей было задето. А ведь многим клубам было выгодно информационное поражение «Зенита».

Информационная война в футболе ведется на многих фронтах. Особенно на трансферном рынке. Управляя СМИ, клуб может сорвать переход игрока в стан противника. Стоит вспомнить переход Одемвингие из «Лилля» в «Локомотив», когда буквально на флажке «железнодорожники» перехватили его у «Спартака». Таких примеров множество.

Работа с болельщиками – основная в методах ведения таких войн. Не исключаю, что клубы платят СМИ за публикацию статей провокационного характера против своих конкурентов, дабы вызвать негодование и диспуты среди людей, особенно это касается интернета. Неудивительно было наблюдать колоссальный трафик  и горячие обсуждения на авторитетных сайтах  типа «Чемпионат.ру», «Спортс.ру» после новостей про то, как тамбовская мафия купила «Зениту» Кубок УЕФА  или создание целой эпопеи по переходу Аршавина в «Арсенал». СМИ свойственно делать из мухи слона, так как это их хлеб, но вопрос, кто этот хлеб им поставляет?!

Информационная война в Чемпионате России никогда не закончится, победителей в ней нет, и не будет: просто есть клубы, которым удается создать мощный аппарат власти за счет умелой работы со СМИ, а другие просто уходят в тень, готовя контрнаступление, если, конечно же, у них хватит на это сил.

Смотреть матчи футбольного клуба Локомотив онлайн — просто. Если вы болельщик, заходите на сайт. Здесь вы всегда найдете ссылки на сопкаст и другие источники. Трансляции футбола от низкого до HD качества бесплатно.


Нет Комментариев